Соционическая диагностика. Маркеры «качества» аспектов и признаков
Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н.
В процессе соционической диагностики мы решаем параллельно или последовательно несколько задач.
Первая: сбор и селекция поступающей к эксперту информации от клиента на соционическую и индивидуально-психологическую [1], т.е. выделение из наблюдаемого потока информации тех или иных маркеров соционических проявлений:
- соционических аспектов (СА),
- признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР),
- признаков соционических малых групп (ПМГ).
Вторая: анализ, какую «окраску» получила эта информация при ее обработке психикой диагностируемого, оценка ее качества. Этот шаг дает возможность эксперту сделать выводы, с какой именно ячейки модели А клиента звучит тот иной соционический аспект, с сильного или слабого полюса ПАР или ПМГ поступила информация.
Опора для этого анализа — это учет ситуации, в которой произнесены те и ли иные слова, сопровождающего контекста.
Для оптимального решения этой задачи нами используются наработанные нашей практикой маркеры качества СА, ПАР, ПМГ.
Используемые нами маркеры качества полюсов ПАР и ПМГ:
Что наблюдаем | Маркеры качества сильных полюсов признаков | Маркеры качества слабых полюсов признаков |
Используемые модальные глаголы | «Могу», «знаю», «умею», «желаю», «хочу» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам) | «Надо», «должен», «хочется» и т.д. |
Общая модальность произносимого текста. | «Я»: «сделал», «пригласил», «оформил», «построил» и т.д. Использование глаголов в тексте при обработке наблюдаемого аспекта информации в действительном залоге.Действительный залог в грамматике имеют глаголы переходные, обозначающие действие, ПРОИЗВОДИМОЕ субъектом и активно направленное на объект. |
«Меня»: «это случилось», «мне пришлось», «кажется», «надеюсь», «пытался», «старался», «воспользовался готовым …», «меня к этому приучили», «жизнь заставила» и т.д. Использование страдательного залога, показывающего пассивность субъекта при обработке наблюдаемого аспекта информации, т.е. как объекта внешнего воздействия.Страдательный залог в грамматике — это форма глагола, показывающая, что лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия (не являются его субъектом), а ИСПЫТЫВАЮТ НА СЕБЕ чье-либо действие (являются его объектом). |
Раскрытие темы
|
Подробно, глубоко, аргументировано, «многоцветно», увлекательно или коротко, но выразительно, убедительно | Категорично, страдает крайностями (всегда-никогда, черно-бело); очень коротко и поверхностно или наоборот зациклено и неинтересно, «затертыми» штампами, «бубнит», «талдычет, как по инструкции».; неуверенно («и сдулся!»), некомпетентно, не подтверждается фактами |
Сопровождение темы невербальными знаками | Воодушевление, «блеск в глазах», открытость позы, подача телом вперед, довольная улыбка | Паузы (как подбор нужных слов);
закрытость позы; горизонтальные повороты головы (невербально отрицает произносимое); улыбка как гримаса или отрицательные эмоции |
Словарный запас по полюсу признака | Обширный (метафоры, синонимы и т.д.) | Узкий, с частыми повторами одного и того же слова |
Стиль подачи информации | «Презентация» | «Жалобы» и «страдания», «недовольство внешним диктатом»;
с запросом мнения собеседника; по-детски незатейливо или с проявлениями неожиданных детских восторгов или обид, так что хочется в этот момент про человека сказать: «ну прямо, как ребенок!» |
Реакция на новую тему, предложенную собеседником. | Поддерживает и творчески (иногда неожиданно, нетривиально) развивает тему, оставаясь в рамках озвученной семантики | Переходит на семантику другого полюса признака или вобще на семантику другого ПАР. |
Маркеры качества соционических аспектов, которые позволяют селектировать номера ячеек (блоков) модели А, откуда они прозвучали.
Маркеры качества аспектов
|
Блоки модели А | Ячейки модели А |
Модальность (как отношение к сказанному, к действиям и т.д.). Может выражаться непосредственно через модальные глаголы: «Знаю», «умею» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам) |
Эго | 1,2 |
Модальность —//— : «Надо», «должен» и т.д. |
Суперэго | 3,4 |
Модальность —//— : «Хочется», «пытался», «старался», «надеялся» и т.д. |
Суперид | 5,6 |
Модальность —//—: «Могу», «хочу» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам) |
Ид | 7,8 |
Раскрытие темы: подробно, аргументировано, глубоко, «многоцветно», увлекательно |
Эго | 1,2 |
Раскрытие темы: категорично, страдает крайностями («всегда», «никогда», черно-бело); неуверенно («кажется», «видимо», «наверное»); очень коротко или наоборот зациклено; неинтересно, некомпетентно, штампами, не подтверждается фактами |
Суперэго | 3,4 |
Раскрытие темы: поверхностно, по-детски категорично или с запросом мнения собеседника; неожиданно для окружающих может проявиться детская радость или обиды: «ведет себя как ребенок!» |
Суперид | 5,6 |
Раскрытие темы: коротко, но выразительно, убедительно и глубоко |
Ид | 7,8 |
Аспект чаще заметен или в начале контакта с человеком, или при изменении ситуации, или при резкой смене темы разговора. | Контак-тные | 2,3,5,8 |
Аспект чаще появляется через одно или несколько предложений после начала монолога | Инертные | 1,4,6,7 |
Аспекты чаще проявляется при формулировке цели, «фотографическом отображении» или в рассуждениях по поводу той или иной информации | Акцептные: 1,3,5,7 | |
Аспекты чаще проявляется при «описании» используемых инструментов, подходов в реализации задуманного | Продуктивные: 2,4,6,8 |
|
Проявляется в готовности активно поддержать разговор высказыванием своего мнения | Ценнос-тные: (Эго) | 1,2 |
Проявляется в готовности поддержать разговор цитированием информации или неформальной заинтересованностью | Ценнос-тные: (Суперид) | 5,6 |
Темы по аспектам лаборных блоков быстро затухают, по этим аспектам лучше получается очень краткий обмен информацией в процессе совместной деятельности («без особых обсуждений») | Лаборные: (Суперэго, Ид) | 3,4,7,8 |
Проявление вектора глобальности: выход за пределы текущей ситуации | 1,8 | |
Проявление вектора ситуативности: успешное прохождение незнакомых ситуаций | 2,7 | |
Проявление вектора нормы: опора на известное, как научили | 3,6 | |
Проявление вектора личного опыта: опора на пройденное, испытанное | 4,5 | |
Интерес слушателей не падает при длинных монологах | Базовая (1) | |
Критичность («метко» по делу, аргументировано) | Творческая (2) | |
Неоправданное лихачество | Ролевая (3) | |
Зависание или игнорирование | Болевая (4) | |
Детскость суждений | Суггестивная (5) | |
Повышенная эмоциональность восприятия | Референтная (6) | |
Инструмент выхода из затянувшейся неприятной ситуации | Ограничительная (7) | |
«Ну также каждый делает» | Реализующая (8) |
Важно учитывать, что это только маркеры. И валидность каждого не стремится к 100%. Для принятия решения необходимо собрать несколько причем и за тот и за другой полюс наблюдаемых признаков, за ту или иную ячейку модели А, взвесить, сравнить с другими (Puzzle-технология) [2] и только после этого сделать соответствующие выводы.
При подготовке этой статьи были использованы в том числе те материалы А. Аугустинавичюте, А. Букалова, В. Гуленко, которые прошли многолетнюю экспериментальную и практическую проверку, развитие и отработку в НИИ Соционики.
Эти списки естественно можно дополнять и совершенствовать. Чем мы и продолжаем заниматься.
Источник: http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/729-markerikachetstva